РЕПЕТИТОР
Информатика
Персональный сайт Овчинниковой Ирины Ивановны

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

Родителям пятиклассников

i.jpgПри поступлении в пятый класс...
Рекомендации родителям

Поступление в пятый класс считается переходным этапам в жизни ребенка и переживается им как важный жизненный этап. Во-первых, потому, что окончена начальная школа, это подчеркивается и взрослыми, во-вторых, потому, вводиться предметное обучение и ребенок начинает понимать и осознавать связь предмета с определенной областью знаний.
         Пятиклассник, по прежнему очень доверчиво относится к взрослым, однако постепенно начинает складываться и проявляться чувство взрослости, которое наиболее ярко проявится к седьмому классу. И хотя он в некоторых ситуациях может отрицать взрослого, он по-прежнему признает его авторитет, ждет от учителей и родителей помощи и поддержки.
•    Рекомендуется обсуждать вместе с ребенком его дела, и не только учебные, его интересы дружеские привязанности. Стараться быть терпеливым слушателем, ни в коем случае не делать скорых и резких оценок, это может обидеть ребенка и в следующий раз он не будет столь доверчив. Общение между Вами и ребенком постепенно должно выходить на дружеский уровень, то есть строиться на равных.
         Пятиклассник считает себя способным, такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия в этом возрасте для развития способностей, умений, интересов. Помогите ребенку определить и понять, к чему ему стремиться, что ему больше нравиться.
•    Обсуждайте с детьми их увлечения, интересы, учебные предметы которым они отдают предпочтение, возможно, это будет основой более углубленного изучения того или иного предмета, и в дальнейшем окажет влияние на выбор профессии.
         Пятиклассник находится в «двух шагах» от очень важного периода в жизни каждого человека, периода подросткового возраста. В этом возрасте ребенок перестает делать все, что у него не получается, очень важно, чтобы в этот разряд не попала учеба. От взрослых в данный момент требуется внимание к формированию умений учиться, приобретению знаний и навыков с помощью взрослых и самостоятельно.
•    Обратите внимание на то, как ребенок понимает задание, как выбирает способы выполнения задания и какие действия, как контролирует и проверяет себя и делает ли он это.
     Обращайте внимание на организованность ваших детей, обсуждайте с ними такие вопросы:
-как можно учиться на собственных ошибках;
-почему иногда не хочется учиться и что с этим делать;
-что нужно, чтобы учиться хорошо.
•    Поделитесь с ребенком вашими способами сосредоточения внимания, запоминания и воспроизведения информации, то есть вашим жизненным опытом.
•    Не думайте, что ваш ребенок повзрослел и можно ослабить контроль, снижение контроля может привести к ситуации, когда вы не заметите, что у ребенка не получается усваивать учебный материал, а ребенок в этом возрасте бросает то, что у него не получается. В то же время необходимо изменить формы контроля, больше обращать внимание не на процесс, а на результат работы ребенка, еженедельно спрашивать об оценках, успехах, удачах, трудностях, интересоваться текущими темами по предметам, предлагаемыми в школе. Контроль не должен принять форму нотаций, упреков, выражения недовольства. Если хотите, что бы в «трудном» - подростковом возрасте ваши отношения с ребенком не обострились и не испортились, уже сейчас проявляйте искренний интерес к его делам, к его жизни.
•    Стройте отношения с ребенком на дружеской основе, на равных. Помните, что ему нужна Ваша поддержка, ваше понимание. Важно дать ребенку объективные критерии успешности и не успешности, это может быть не только школьная отметка, но и усилия, затраченные на то или другое дело. Поддержите стремление ребенка проверить свои возможности, окажите помощь в нахождении путей их развития.
i1.jpg
Как вы полагаете, может ли один и тот же ребенок быть одновременно самостоятельным и несамостоятельным, тихим, послушным и нарушающим правила поведения?
Может, если речь идет об учебном заведении и доме. Как ни парадоксально, но бывает так, что ребенок дома умеет разогреть себе еду, следит за порядком в своей комнате, а в школе (гимназии) требует постоянной опеки педагогов: не может подготовиться к уроку, не слышит требований учителя, забывает что-либо сделать.
       Именно потому, что ребенок может быть разным, так важно нам, взрослым, иметь возможность видеть целостную картину поведения ребенка и на ее основании выработать общую схему взаимодействия с ним.
      Особую остроту проблема объединения взаимодействия взрослых приобретает сейчас, с началом подросткового возраста, когда дети пытаются отделиться от взрослых и отстаивать свою самостоятельность любыми доступными средствами: грубостью, стремлением нарушить требования, отказом от каких-либо действий. Перед Вами встает задача не потерять нить доверия, понять ребенка. Для этого надо увидеть его разным.

Первые проявления подросткового периода
        Многие из Вас в ближайшее время могут заметить, что дети вдруг стали «не такими, как раньше». С ними стало труднее, беспокоиться о них приходится больше. И кажется, что «это только у меня, только с моим Сашей или Варей»… Но дети просто начали взрослеть.
          Кто-то совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то уже активно примеряет роль взрослого. Давайте посмотрим, что же происходит с нашими детьми, а если с кем-то еще не происходит, то произойдет уже совсем скоро.
          Прежде всего, стоит обратить внимание на эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становится не игра, а познание окружающих, а через них – себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи – «сегодня с одним дружу, завтра с другим». Поскольку свой внутренний мир кажется еще таким хрупким и беззащитным, иногда происходит снижение самооценки.
         Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться в желании сказать то, чего сам ребенок боится. В отношениях с родителями это может проявляться в обостренном желании поддержки, в том числе ревности к младшим или в придумывании ситуации - «чтобы мама пожалела».
             Помимо эмоционального взросления нужно выделить и поведенческое, то есть отражение взросления в поведении. Это, прежде всего, борьба за самостоятельность, требование делать все, что хочется, обидчивость, раздражительность, яркое отстаивание того, что запрещают, даже если в этом нет необходимости. Можно выделить также желание ребят попробовать себя в новых ролях, например: «Сотру оценку – что получится?» или «Откажусь делать домашнее задание – что будет?»
           В процессе взросления возможны некоторые осложнения, которые следует учитывать. Прежде всего, это переутомление обучающихся. После четвертого урока многим сложно спокойно сидеть, выдерживать темп, наблюдается снижение концентрации внимания. У некоторых обучающихся возникают психосоматические проявления. Возможно повышение конфликтности в семье.
В этот важный период родителям необходимо:
    осознать начало взросления детей, принять это;
    расширить сферу проявления самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, не стремиться вернуть детские качества, контроль за детьми;
    понимать возможности детей, давать им право на ошибку;
    оказывать детям всяческую поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого человека.